Александра Константиновича Ивонтьева многие односельчане и даже жена считают чудаком. В наш жесткий век, когда даже в России время стали мерить на деньги, он тратит его на стариков и детей. По собственной инициативе ходит к ветеранам войны, записывает их воспоминания, облекает их в поэтическую форму и читает потом свои поэмы школьникам, внукам и правнукам тех, кто вынес на своих плечах тяжесть войны. Он собирает рыбацкие и охотничьи байки и сказочки, рассказывает их ребятишкам в детском саду, поет им народные песни под балалайку. Малыши считают его своим лучшим другом, называют «дядей Сашей-сказочником». Как сказку они воспринимают его рассказы о растениях, природе родного края, с его подачи легко запоминают травки и цветочки на лугу, названия лесов и болот возле Брилякова.
На посту №4
Работа у Александра Константиновича тоже необычная. Восемь лет он главный на государственном гидрометеорологическом посту №4, расположенном на Узоле. У него много интересных приборов, которыми он промеряет глубины на речке, определяет, сколько воды несет она в Волгу в единицу времени, измеряет температуру воды. Зимой эта работа не прекращается, только промер глубин происходит по прорубям. Измеряет он толщину снежного покрова и льда. В определенные дни берет пробы снега, определяет его удельный вес. Все сведения передает в Городецкую гидрометеорологическую обсерваторию для составления долгосрочных и кратковременных прогнозов погоды. Своих маленьких друзей он часто приводит на экскурсии на пост №4, и они с особой ответственностью помогают измерять температуру воды, разглядывают приборы, а потом Александр Константинович с удовольствием смотрит на их веселые игры. Самому ему играть пришлось мало. Родился он в декабре 1940 года, и все раннее детство пришлось на голодные и холодные военные годы. Может быть, душа, не насытившаяся в детстве беззаботными яркими впечатлениями, стремится всю жизнь добрать их.
Большая семья
Родная деревня Александра Константиновича Чернильниково Чкаловского района была небольшой, домов десять, а семья огромной – 13 детей, из которых в живых осталось только восемь человек. Отец воевал на фронте, мать трудилась на колхозных полях да дома с семейством. С пяти лет Саша помогал матери – передовой звеньевой передового колхоза «Авангард» полоть лен, дергать его, зарабатывая трудодни, которые оплачивались весьма скудно. Отец пришел с фронта, но жизнь не стала легче, потому что у крестьян она во все времена тяжелая. Отец с матерью хоть и молчали об этом, но помнили, как раскулачивали их отцов, растаскивали имущество, отбирали дома. Лучшую долю для своих детей они видели не в деревне, поэтому отправляли их учиться в город. Почти все дети Ивонтьевых получили высшее образование. Сестры стали врачами, учителями, инженерами, бухгалтерами. Братья Вадим и Евгений пригодились в родном хозяйстве, а младшего Александра отец не считал способным к крестьянству, отправил его в город. Но так уж вышло, что Александр выбрал сельскохозяйственный институт и поступил на зоотехническое отделение.
Целина
На пятом курсе на практику Александр поехал на Целину в Кустанайский район. Сам попросился в глухой аул Ангули, где жизнь была далеко не парадной, а он любил кое-что про жизнь и про людей понять, тем более что съехались сюда люди разных национальностей со своими порядками и укладом. Так стал Ивонтьев баскармой, главным кормильцем. Под его началом было несколько пастухов, 2000 овец сулукульской породной группы, полтора десятка лошадей и 300 быков. О казахах у Александра Константиновича осталось впечатление, как о трудолюбивом, добросовестном народе. Скот они пасли сутками, заботились о нем почти так же, как о собственных семьях. Ивонтьева казахи побаивались. Его знания о животных, умение лечить их воспринималось, как колдовство. После получения диплома Александр вернулся на Целину, но уже в совхоз «Тенгизовский» Боровского района. Работал зоотехником отделения большого совхоза, и готовили его на должность руководителя хозяйства, но сам он не стремился сделать головокружительную карьеру в этой красивой казахской степи, расцветавшей весной всеми цветами радуги, а потом также быстро терявшей свою красоту под песчаными «кустанайскими дождями». Его тянуло на родину.
В лесном краю
Устроился он в Городецком районе, в самом отдаленном от города хозяйстве «Лесной край». Не нарушая традиций отцов и дедов, которые сами жили на правом берегу Волги, а невест брали из лесного Заволжья, Александр Константинович женился в Брилякове на красавице ветфельдшере Верочке Ягодинской. Пошла жизнь семейная с ее заботами, радостями и тревогами, с детскими болезнями, школьными отметками. А время было советское, застойно-застольное, когда все услуги оплачивались «стекловалютой», по любому поводу устраивалось застолье. Увлекся этим и Ивонтьев. Но гораздо раньше объявленной государством борьбы с пьянством пообещал своим «девочкам» – жене и дочкам, что в рот больше не возьмет спиртного, и более двадцати лет слово держит. Некоторые и это сочли чудачеством. О работе зоотехником рассказывает мало, хоть на этой ниве трудился долго не только в «Лесном крае», но и в Брилякове, в Шадрине. Всю округу шагами промерял, по каждой тропочке прошел, в каждой деревне бывал лично. Во многие деревни и сейчас заглядывает, навестить своих друзей-фронтовиков.
Снова война
Великой Отечественной увлекся Ивонтьев, услышав рассказ о том, как воевал, как был в плену, а потом в лагерях молчаливый сосед по фамилии Пушкин. Рассказ фронтовика произвел впечатление на Александра Константиновича. Он стал проверять его по книгам. Многое из того, о чем говорил ветеран, не упоминалось. Стал тогда Ивонтьев интересоваться, как и где воевали его дяди, тетка и другие родственники. Их рассказы впечатляли больше статей в учебниках истории. Разве напишут там, что под Ленинградом много солдат просто замерзли, а некоторые умерли от простуды, как его восемнадцатилетняя двоюродная сестра, которая по решению комитета комсомола класса вместе со всеми одноклассниками ушла на фронт. «Заболел» Ивонтьев войной, стал собирать воспоминания ветеранов со всей округи, как бы пытаясь написать историю участия земляков в этой страшной войне. Складывал все воедино, сопоставлял по времени и получалось, что в каждом важном событии на фронте участвовали мужчины и женщины из окрестных сел и деревень. Судьбы их, счастливые или горькие, достойны были отдельных рассказов, которые излагает Ивонтьев в стихах и читает свои произведения младшему поколению, чтоб не представляли молодые войну американским боевиком, а знали, что это тяжелый труд, сродни крестьянскому, и побеждает в ней не тот, кто ловко машет ногами, а тот, чья жила крепче, кто умеет терпеть и верить.
Дела церковные
«Богоборцем-то я, в общем, никогда не был, а пообщавшись с фронтовиками как-то ближе стал к Богу», – говорит Александр Константинович. Нисколько не удивился он, когда выбрали его в церковную «десятку» храма в честь Казанской Божьей Матери. Александр Константинович участвовал во всех делах по восстановлению храма. А от себя лично украшает территорию церкви цветами. Высадил их у паперти, а теперь высаживает ирисы, лилии и другие многолетники по всему периметру территории. Не в тягость ему возить на тачке землю, цветы, сажать их. Кое-кто и это его занятие считает чудачеством, но, право же, без таких чудаков жизнь станет скучной и серой, как церковная ограда без цветов. Они украшают землю.
Ивонтьев, А.К.
Книги автора из фонда Городецкой Центральной библиотеки:
Интересная информацияЭто интересно